Авторитетные мнения. Рекомендации и пояснения профессионалов

 

Авторитетные мнения

✶✶✶

«Я глубоко убеждён, что развитие нашей страны, развитие России зависит от частной инициативы, от успехов таких же целеустремлённых, трудолюбивых, настойчивых людей, как вы и те люди, которые работают с вами и у вас. Мы продолжим расширять пространство, возможности для работы индивидуального, малого, среднего бизнеса и обязательно добьёмся успеха – если будем работать вместе, как это было и в предыдущие годы.»
В.В. Путин, Президент Российской Федерации,
Выступление на форуме «Малый бизнес – национальный проект!»,
Москва
23 октября 2018 г.

✶✶✶

«И у России появился уникальный шанс — не догонять развитые страны, а на равных начать с ними цифровизацию экономики и бытового сектора. Но, чтобы трансформация прошла эффективно, наука, бизнес и власть должны работать на интересы общества и государства. А если ученые будут заниматься исследованиями ради ученой степени, предприниматель работать только на прибыль, а власть — ради избрания на очередной срок, у нас ничего не получится. И начинать укрепление этого «золотого треугольника» надо с регионов»
Губернатор Томской области,
из выступления на форуме «Открытые инновации»,
16 октября 2018 г

✶✶✶

«Вопрос: С мая произошли большие изменения в подходах к управлению этой программой. У нас появился вице-премьер, отвечающий за цифровую экономику, в каждом министерстве появится Chief Data Officer, проектным офисом программы стал аналитический центр при правительстве, а Минкомсвязь теперь стала Министерством цифрового развития. Не слишком ли много участников этого процесса?

— Категорически мало. У нас нехватка людей, которые принимают решения на основе данных. Нам придется уточнить структуру управления, переподготовить людей, конкретизировать их функции по всем ветвям власти от федерального до муниципального уровня. По нашим оценкам, нам предстоит переучить как минимум 270 тыс. управленцев в ближайшие шесть лет, и это будет сопряжено с изменением структуры госорганизаций. То же самое придется делать с депутатами всех уровней, с судьями. Это огромный национальный масштаб. Мы только-только приступаем к этой задаче. Никакой одной структуры, одного министерства не хватит для того, чтобы ее решить. Это должен быть действительно национальный прорыв и национальный консенсус по поводу такого развития. Поэтому нам, чтобы решить эти задачи, в ближайшие пять лет надо будет расти в 10 раз в год по общему объему вовлеченных людей.

Вопрос: Вы увеличите количество людей. Но тем не менее какой-либо единый центр, пусть не управления, а координации всего этого можно…

— Не надо.

Вопрос: Не нужен?

— Нет.

Вопрос: Почему?

— Системное управление не должно быть сложнее объекта управления. Мир развивается так быстро, и экосистемы настолько сложные, развиваются по собственным законам, что попытки управлять ими из одного центра могут привести к геополитическому поражению. Мы просто проиграем глобальную конкуренцию. Нигде, даже в самых наших партнерских странах, нет модели централизованного управления построения цифровой экономики.

Вопрос: Какие изменения вы вносили в национальную программу, что в ней изменено по сравнению с прежней программой государственного уровня?

— В части, которая касается моей прямой зоны ответственности, в части подготовки кадров, ключевое изменение — это акцент на подготовку специалистов, обладающих глубокими знаниями в области математики, математического образования, программирования еще со школы.

Вопрос: Вы раньше говорили, что нужно в принципе сменить парадигму образования в России. А как это сочетается с цифровым образованием?

— Требования к системе образования очень простые. Нам нужно готовить очень много специалистов с ИТ-компетенциями. И готовить их быстро и качественно. Система образования сейчас не может выполнить ни одну из этих трех функций: она готовит мало, долго и дорого. Нам нужно поменять все три подхода, при этом есть передовые практики, но их нужно легализовать и поддержать.

Например, компания Mail.ru Group делает прекрасные программы по подготовке специалистов по информационной безопасности, Сбербанк создал «Школу 21», где программисты учатся вообще без преподавателей. В эту сторону необходимо направлять внимание, нормы, финансы.

Вопрос: Как это менять?

— Позволить готовить специалистов быстрее. «Школа 21» отказалась от дипломов. Зачем человеку с востребованной ИТ-специальностью сегодня диплом государственного образца, если он умеет анализировать большие данные?

Вопрос: Как Вы себе представляете школу через 10 лет?

Я надеюсь, что за 10 лет мы по всей стране придем к той школе, которую сегодня массово можно уже увидеть в Москве. Великолепно оснащенная, с молодым прогрессивным директором, горящими глазами у педагогов, индивидуальными образовательными траекториями у всех учеников. Школа, которая открыла свои двери, выплеснулась в город и живет вместе с городом, поддерживает самые лучшие устремления детей, которые у них есть. И при этом, конечно, юноша или девушка должны любить родину и связывать свою судьбу с ней. Вот это самый лучший образ школы через 10 лет, который я вижу.»

Дмитрий Песков,
спецпредставитель президента РФ по вопросам
цифрового и технологического развития
Интервью ТАСС
22 сентября 2018 г.

✶✶✶

«Пришло время ставить значимые, по-настоящему взрослые цели. Не сомневаюсь: вы к этому готовы, и школа дала вам хороший, надёжный багаж для будущего.
Энергия перемен, вызовы всегда вдохновляют, помогают добиваться ярких, головокружительных побед в учёбе и профессии, в науке, искусстве и спорте.
Убеждён, вы способны осуществить свои самые смелые мечты, покорить самые большие вершины.
Вы быстро осваиваете новые технологии, уже сегодня многое знаете и умеете – в этом, безусловно, ваша собственная заслуга. И конечно, огромная, искренняя благодарность вашим родителям, учителям, наставникам за труд, мудрость и терпение.
Мы все верим в вас, уважаем ваш взгляд на жизнь, ваши увлечения, даже если они и отличаются от наших, ваш выбор своего жизненного пути.
Именно такие люди – смелые, свободные, решительные, самостоятельные и ответственные – способны преобразить страну, совершить настоящий прорыв, удивить мир новыми рекордами и открытиями.
Мы обязательно будем делать всё, чтобы Россия стала страной ваших возможностей, чтобы каждый из вас добился личного успеха в бизнесе, в науке, в рабочей профессии, в добровольческой, общественной или политической деятельности. Чтобы все дороги были открыты для вас.
Для нас вы надёжные партнёры в большой совместной работе над созданием будущего России. Не ограничивайтесь только «лайками» в социальных сетях. Действуйте, приобретайте новые знания, дерзайте».

В.В. Путин, Президент Российской Федерации
Из Обращения к выпускникам российских школ
23 июня 2018 г.

✶✶✶

«Я знаю, что когда мы говорим о прорыве, то и на экспертном уровне, и при обсуждении этих вопросов на уровне общественности всегда или очень часто вспоминают задачи, перед которыми стояла наша страна в 30-е годы, в 50-е годы.

Обращаю ваше внимание на то, что и в первом, и во втором случае речь шла о выживании страны. Потому что в 30-е годы, когда речь шла и были проведены мероприятия в рамках так называемой индустриализации, коллективизации, тогда мир стоял на пороге войны: в Германии к власти пришли фашисты, началась гражданская война в Испании, и в мире висела эта угроза.

В конце 40-х – начале 50-х годов возникла новая, ядерная опасность, и перед Советским Союзом стала остро проблема развития ракетной программы, ядерной программы. Для реализации этих задач были сконцентрированы все ресурсы страны. Тогда все понимали, насколько это важно для выживания страны.

Сегодня такой угрозы вроде бы и нет, потому что мы уже говорим, и я сегодня только упоминал об этом применительно к нашим новейшим системам вооружения, безопасность вроде бы обеспечена, причем на достаточно отдаленную, длительную перспективу.

У нас огромная территория, колоссальные запасы минерального сырья, в целом у нас очень хорошо подготовленные и образованные люди. Но я хочу, чтобы мы все понимали, знали, имели это в виду и руководствовались этим соображением: если мы отстанем в своем технологическом развитии, если мы не сможем обеспечить нужного нам темпа роста экономики на основе увеличения производительности труда минимум до 5 процентов, внедрения новых технологий, включая искусственный интеллект, цифровую экономику, генетику и так далее, если мы не сможем связать страну пространственно новыми линиями связи, новыми дорогами, если не будем развивать инфраструктуру авиационного транспорта, железнодорожного, портовых сооружений и морского и речного транспорта, если мы не будем уделять должного внимания таким важнейшим вопросам, как здравоохранение и образование, мы можем безвозвратно отстать, и это поставит под вопрос наш суверенитет.

Поэтому мы должны собрать все наши ресурсы: и интеллектуальные, и моральные, и финансовые, – понять, чего мы стоим на очень важном этапе нашего развития. Мы должны не только впрыгнуть в последний вагон уходящего поезда нового технологического уклада, а быть во главе этого поезда. Можем ли мы это сделать? Можем, но только если будем работать вместе, – это во-первых.

А во-вторых, в современных условиях нам нет необходимости прибегать к крайним мерам, которые были использованы в 30-е и 50-е годы. Потому что для того, чтобы добиться результатов в сегодняшних условиях, нам нужно максимально раскрепостить людей. Нам нужно добиться того, чтобы каждый человек максимально реализовал свой творческий потенциал. Это могут сделать только свободные люди.

Поэтому нам нужно развивать свою политическую систему и систему современного эффективного управления. Еще раз хочу сказать, что мы в состоянии решить эту задачу, и мы сделаем это. Но для этого нужно сконцентрироваться всем, каждому на своем участке. Знаю, что проблем очень много. Знаю, что и решение многих из этих проблем представляется даже еще проблематичным. Но мы в состоянии это сделать, мы сделаем это, если будем вместе.»

 

В.В. Путин
Прямая линия с Владимиром Путиным,
Москва,
7 июня 2018 г.

✶✶✶

«Россия пока не успевает за теми трендами, в том числе и в образовании и результатах научной деятельности. Они у нас неплохие, но слабо коммерциализируются и дают отдачу для роста экономики»
Алексей Кудрин,
Глава Счетной палаты Российской Федерации
22 мая 2018 г.
Источник: РИА Новости

✶✶✶

«Абсолютным лидером являются технологии искусственного интеллекта. Такие вещи как криптовалюта — это, конечно, хайповые вещи. Все начали очень активно на них зарабатывать. Но мы видим, что зрелость технологий блокчейн пока еще недостаточна для того, чтобы ее причислить к тем технологиям, которые на сегодняшний день уже могут менять нашу жизнь.

Мы стоим на пороге таких грандиозных изменений, которые по своей значимости могут быть сравнимы с зарождением жизни на земле. У маленьких государств сегодня появился уникальный шанс занять свое достойное место под солнцем, когда старый мир изменился, а новый еще не создан».

Герман Греф,
Президент Сбербанка РФ
Публичная лекция «Технологические тренды и факторы опережающего развития»,
Кишинев
24 апреля 2018 г.
Источник: ТАСС

✶✶✶

«Пилотные проекты возможно будет запустить только там, где удастся найти компетентные кадры и поддержку со стороны руководства»

Петр Щедровицкий,
Член правления Фонда «Центр стратегических разработок» «Северо-Запад»
Конференция «Форум городов атомной энергетики и промышленности», Москва
19-21 апреля 2018 г.
Источник: Сосновоборская телерадиокомпания «ТЕРА-студия»

✶✶✶

«Большинство населения хотело бы видеть Россию, во-первых, страной, комфортной для проживания, с высоким уровнем экономического развития, во-вторых — страной, имеющей и реализующей амбиции геополитического лидерства».

Олег Фомичев,
заместитель министра экономического развития РФ,
XIX Апрельская международная научная конференция НИУ ВШЭ, Москва
11 апреля 2018 г.
Источник: Сайт НИ ВШЭ

✶✶✶

Кто такой этот самый редкий тип, который ищет любой работодатель? Как его определить? Мы для себя определили, что этот «зверь» составляет 0,04% от общего количества персонала и найти его чрезвычайно тяжело. Его отличают три взаимоисключающих компетенции. Первое — наличие у них воображения и креативности, второе, что является противоречие первого, — это человек с абсолютно развитым системным мышлением, и третье, что еще больше редко сочетается с первым и вторым, — это то, что называется мастерством исполнения.

«Главное, что отличает людей, которые добиваются [успеха] в жизни, это одна простая вещь. На мой взгляд, называется она дисциплина. Самодисциплина. Любой успех — это всегда огромная работа над собой. Работать над собой, не обладая силой воли и дисциплиной, невозможно. Поэтому на дисциплине зиждется все остальное: ваш труд, ваше совершенство, ваша способность достижения любых целей».

Герман Греф, Форум «Россия — страна возможностей»,
Президент и Председатель правления Сбербанка России
15 марта 2018 г., Москва
Источник: ТАСС

✶✶✶

«Важно, используя накопленный опыт и методики, сделать так, чтобы вся наша система подготовки кадров соответствовала, а лучше и сама задавала высокие мировые стандарты, учитывала те глобальные технологические перемены, которые происходят в мире.

Появляются новые технологии и профессии; уже изменилось и будет меняться дальше само содержание труда рабочего: сегодня он, по сути, инженер, человек с инженерными знаниями как минимум, с инженерной квалификацией, способный управлять сложными техническими устройствами, обладающий современными знаниями и компетенциями, в том числе в таких сложнейших отраслях, как цифровая экономика.

Система профессионального образования должна быть гибкой, предусматривать разные формы и сроки подготовки. Речь идёт не только об обучении ребят, которые закончили школу, но и о переподготовке уже состоявшихся специалистов, потому что каждому человеку сегодня нужно учиться постоянно, в течение всей жизни.

И, наконец, ещё один момент, о котором хотел бы сказать отдельно. Надо навсегда отказаться от стереотипа: школу закончил, получил профессию – и всё. У нас, в современном мире, в современной экономике, этого уже совершенно недостаточно, все мы прекрасно это понимаем. Здесь что нужно делать: нужно, чтобы колледжи и техникумы обеспечивали не только современную профессиональную подготовку, но и давали сильное разностороннее образование, в том числе по естественнонаучным и гуманитарным дисциплинам, программированию, иностранному языку. И конечно, так называемые гибкие навыки – умение работать в команде, решать творческие, нестандартные задачи. И настраивать надо молодых людей, да и вообще людей любого возраста на постоянное совершенствование, постоянную учёбу, движение вперёд в профессиональном смысле этого слова».

Владимир Путин, Президент Российской Федерации,
Совещание по развитию системы среднего профобразования,
6 марта 2018 г., г. Екатеринбург
Источник: Сайт Президента России

« … мы много раз уже об этом говорили, говорили о том, что нашей обновляющейся экономике, которая выходит на новые рубежи, связанные с внедрением новых технологий, ей нужны и новые кадры, прежде всего кадры инженерные. Я уже публично высказывался много раз, это касается рабочих профессий, касается собственно инженерной подготовки в высших учебных заведениях. Что касается непосредственно рабочих профессий, то тоже уже было сказано: чтобы внедрять уже принятые ранее решения по прикладному бакалавриату, нам нужны специалисты с инженерными знаниями.

Нужны те, кто понимает, что такое современное производство, как оно устроено. Нужны люди, которые понимают, что такое программирование, робототехника. Это сложный вид деятельности, но без того, чтобы овладеть всеми этими знаниями и навыками, нам, конечно, не решить серьёзных вопросов, которые стоят перед нашей страной».

Владимир Путин, Президент Российской Федерации,
VI Всероссийский форум рабочей молодёжи,
6 марта 2018 г., г. Нижний Тагил
Источник: Сайт Президента России

✶✶✶

«Мы сделали много ошибок в реформах образования и многое упустили. Как маятник, из одного крайнего положения мечемся в другое. Система образования в Советском Союзе была уникальна, она себя показала. А потом мы потеряли фундаментальность нашего образования, его заменили понятием «компетенции». Мы всегда были сильны тем, что учили студента не запоминать и не каким-то компетенциям, а размышлять, думать, доказывать, сомневаться, преодолевать. Тогда он и становится ученым или специалистом.

Это помогло нам в космосе и в других направлениях. А потом мы постарались скопировать другие системы просто из-за того, что в мире они есть.

Вызовы сегодняшнего образования — положение учителя, траектория школьника и состояние среднего профессионального образования. Мы потеряли в свое время голубые воротнички. Мы кричали: «Не разрушайте техникумы, училища». Разрушили, приватизировали. Сейчас собираем по крупицам. Проводим World Skills и другие соревнования, но опять все с нуля. Это наше свойство – разрушили и начали с нуля. Мы понимаем, что СПО сейчас другое, чем техникумы в прошлом. В университетском образовании выстроена линейка: 10 федеральных, 29 национально-исследовательских, 33 опорных вуза. Конечно, поддержка ведущих университетов необходима, но нужно подтягивать все университеты, они все важны. Слава богу, что сегодня эта работа в приоритете. Нельзя сказать, что будет легко. Но я думаю, что система образования — сильная корпорация. Мы будем ведущей страной в сфере образования. У нас талантов просто больше, у нас все есть, мы очень способная нация»

Виктор Садовничий, Ректор МГУ, Выступление в Воронеже,
6 марта 2018 г.
Источник: Завуч.инфо Учитель-национальное достояние!

✶✶✶

«Сегодня важнейшим конкурентным преимуществом являются знания, технологии, компетенции. Это ключ к настоящему прорыву, к повышению качества жизни.

Российская молодёжь уже доказывает своё лидерство и в науке, и в других сферах. В прошлом году на международных олимпиадах школьники завоевали 38 медалей. Наши команды с триумфом выиграли олимпиады по естественно-научным дисциплинам и робототехнике, одержали победу на чемпионате мира по профессиональному мастерству, а наши студенты уже в двенадцатый раз стали сильнейшими по программированию.

Опираясь на лучшие практики и опыт, нам нужно в короткие сроки провести модернизацию системы профессионального образования, добиться качественных изменений в подготовке студентов, прежде всего по передовым направлениям технологического развития, сформировать ступень «прикладного бакалавриата» по тем рабочим профессиям, которые фактически требуют инженерного образования, а также организовать центры опережающей профессиональной переподготовки и повышения квалификации для уже работающих граждан».

Владимир Путин, Президент Российской Федерации,
Послание Президента Федеральному Собранию,
1 марта 2018 г., Москва
Источник: Сайт Президента России

✶✶✶

«Наши школьники обязаны, я делаю акцент на это, знать все, что происходит в мировой и отечественной науке за последние 10-15 лет. <…> Наши школьники должны быть интеллектуально развиты и образованы фундаментально».

Ольга Васильева,
Министр образования и науки Российской Федерации
Российский инвестиционный форум, Сочи
15 февраля 2018 г.
Источник: ТАСС

✶✶✶

«У меня есть мысль — создать еще один проект для совсем молодых наших граждан, для учеников от 6 до 10-го класса, «Билет в будущее» можно его назвать».

Владимир Путин, Президент Российской Федерации,
Встреча с участниками форума «Наставник»
14 февраля 2018 г.
Источник: ТАСС

✶✶✶

«В силу демографических трендов в ближайшие 10-15 лет молодежи у нас будет меньше. Поэтому молодой специалист с новыми компетенциями — soft skills и tech skills, прежде всего программирование — будет цениться на вес золота».

Алексей Кудрин,
Председатель совета ЦСР (@expert_csr),
декан факультета свободных искусств и наук СПбГУ
14 февраля 2018 г.
Источник: Твиттер

✶✶✶

«У нашей молодёжи огромный интеллектуальный, творческий потенциал. И очень важно, чтобы вы имели все возможности для его реализации и желательно – мы, конечно, будем к этому стремиться – в нашей стране, в наших университетах и научных центрах.

Россия, безусловно, открыта для обмена знаниями, опытом, для совместного научного поиска. Нам нужно сохранять свои таланты, дать им возможность раскрыться. И при этом страна должна быть центром притяжения для творческих, одарённых людей со всего мира. Мы будем отдельно над этим работать в самое ближайшее время. Подчеркну, мы обязательно будем создавать здесь, у нас лучшие условия для исследований, современную, надёжную, хорошую инфраструктуру, в том числе удобную для жизни и работы».

В.В. Путин, Президент Российской Федерации.
Из выступления на вручении премий Президента
в области науки и инноваций для молодых учёных за 2017 год,
7 февраля 2018 г., г. Новосибирск
Источник: Официальный сайт Президента РФ

✶✶✶

«Что мы видим сегодня? Тенденция переломилась, молодежь идет в науку и остается в ней. Они выбирают эту траекторию уже в новых условиях, а не остались в ней с советских времен. И те люди, которые возвращаются из-за рубежа, приезжают в Россию работать, — они тоже это осознанно делают.

В советское время было мало вариантов проявить себя, и наука была одним из этих вариантов. А сегодня — поляна безгранична. И не только в России, но и за рубежом. И, тем не менее, в полтора раз увеличилось количество молодых ученых».

Андрей Фурсенко, Помощник президента Российской Федерации
7 февраля 2018 г.
Источник: ТАСС

✶✶✶

Ректор Московского государственного университета академик Виктор Садовничий посоветовал молодежи быть аккуратнее с криптовалютами и вместо них заниматься развитием стартапов.

«Если говорить о молодежи, я бы советовал очень аккуратно к этому отнестись, заняться лучше стартапами, венчурным финансированием, получать небольшие кредиты, реализовывать не игру, а интеллектуальный потенциал. Это мое мнение».

В.А. Садовничий, Ректор МГУ
31 января 2018 г.
Источник: ТАСС

✶✶✶

15-летний Матвей Коврига из Калужской области рассуждает о профессиях будущего:

«Прежде чем выбрать учебное заведение, нужно сто раз всё взвесить: пользуется ли эта профессия спросом на рынке труда, смогу ли я устроиться по выбранной мною специальности по окончании учебного заведения, смогу ли себе позволить снимать жильё в городе, чтобы трудиться по выбранной мною специальности (жить и работать дома нет возможности, так как у нас в селе нет работы) — и при всём этом моя профессия должна быть любимой и по душе».

26 января 2018 г.
Источник: ВВС. РУССКАЯ СЛУЖБА

✶✶✶

«Вся наша работа по развитию образования, по поддержке талантов, творчества, общественных, научных, деловых инициатив направлена на то, чтобы молодёжь могла реализовать себя, добиться успехов в своей собственной жизни и посвятить значительную её часть нашей стране, России».

В.В. Путин, Президент Российской Федерации
25 января 2018 г.
Источник: Сайт Президента России

✶✶✶

«Российская школа должна быть в числе лучших в мире по качеству и широте обучения, а наши колледжи, техникумы, университеты — создавать ведущие стандарты в подготовке рабочих, инженеров, исследователей и специалистов нового технологического уклада»

Из выступления Президента РФ Владимира Путина выступая на съезде «Единой России».
23 декабря 2017, г. Москва.
Источник: ТАСС

✶✶✶

«Мы обязательно прорвемся к новым компетенциям, которые нам нужны для развития! В этом нет никаких сомнений, мы должны быть лидерами в знаниях, в интеллекте в социальном и культурном развитии, и при этом, конечно, сохранить свою самобытность, опираться на свои лучшие традиции. Все эти задачи на годы вперед, и нам нельзя оступиться, сбиться с выбранного курса, иначе придется все начинать практически с нуля».

Из выступления Президента РФ Владимира Путина на «Форуме действий»
Общероссийского народного фронта (ОНФ)
19 декабря 2017, г. Москва.

✶✶✶

Vladimir Putin has sent greetings to guests and participants at an event marking Economist Day in Russia (November 11).

The message reads, in part:

«Anyone familiar with the nuances of an economist’s or a financial expert’s job knows that this hard and creative work requires the highest competence and extraordinary personal traits such as patience, honesty, and the ability to think ahead and see the needs of people and the strategic goals of the country’s development behind all the documents and figures».

Greetings to guests and participants of Economist Day forum,
Daily newsletter from the official website of the President: kremlin.ru.
11.11.2017.

✶✶✶

«Прогнозисты говорят, что через 10 лет треть профессий отомрет. Уйдет часть экономистов и юристов, за которых начнут работать роботы».
«… нам будет не хватать 1 млн программистов, которые будут заниматься оцифровкой в любой отрасли».

Из выступления главы Центра стратегических разработок (ЦСР) Алексея Кудрина, Международная конференция Calvert forum Siberia 2017, Тюмень.

10 ноября 2017 г.
Источник: ТАСС

✶✶✶

«…. у нас всегда был, есть и будет свой бренд образования, наших российских научных школ. Мы ни от кого не отставали и отставать не собираемся».

Из интервью Министра образования и науки Российской Федерации О.Ю. Васильевой на полях 39 сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО, Париж, Франция.

30 октября 2017 г.
Источник: ТАСС

✶✶✶

«К 2025 году в России может возникнуть огромный — более 10 млн человек — дефицит высококвалифицированных кадров, которые не просто получили в вузе диплом о высшем образовании, а обладают реальными знаниями и компетенциями, умением их правильно применять, заниматься аналитической, творческой работой, способных к автономному принятию решений. Речь об управленцах, врачах, инженерах, аналитиках и т.п.»

Из исследования The Boston Consulting Group, Сбербанка, благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее»,WorldSkills Russia и Global Education Futures (международная платформа сотрудничества, объединяющая лидеров глобального образования).

Из исследования.
Октябрь 2017 г.
Источник: ТАСС

Рекомендации и пояснения профессионалов

Что можно посмотреть в интернете, почитать в библиотеке и т. д.

✶✶✶

«Внедряя сегодня что-то, даже самое современное, самое важное, мы должны задумываться о последствиях этого развития на перспективы 2030 лет. Цифровизация – это объективный тренд. Цифровизация становится третьим компонентом в процессе контакта ребенка и преподавателя.

Есть третий субъект – это цифровой мир. И это надо просчитывать. Это мир цифры, это мир виртуальности. Просчитали ли мы все последствия этого процесса?
Когда мы фокусируем полностью образовательный процесс на цифровой среде и при этом понимаем, что межличностное общение уходит даже уже не на второй план, мы должны просчитывать последствия. Мы должны быть к этому готовы.

Когда все будут в цифровизации, самым большим достоинством человека будет межличностная коммуникация. Будет умение не теряться в обществе. Владение аудиторией не только онлайн, но и лично.»

Директор Департамента информации и печати
Министерства иностранных дел Мария Захарова,
Московский международный форум «Город образования»,
1 сентября 2018 г.

✶✶✶

«Многозадачность — главный навык, который стоит развивать, чтобы быть востребованным в будущем специалистом. Узкоспециализированных и рутинных профессий будет все меньше. А там, где ставка сделана на творчество, воображение и развитие личности — больше. Один из ключевых навыков нового поколения профессионалов — это умение вести переговоры. Помимо квалифицированных переговорщиков все больше будут востребованы визионеры, то есть люди, способные прогнозировать будущее, анализировать, выстраивать стратегии.»

Александр Асмолов,
профессор и заведующий кафедрой психологии личности
факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова,
Академик Российской академии образования
29 августа 2018 г.
Источник: Forbes Russia

✶✶✶

«Сегодня правильнее выбирать не профессию, а сферу деятельности, в которой вы сможете стать высококлассным специалистом, которая близка и интересна вам, а уже получив необходимые навыки — выбрать, где их применить. Учиться нужно не профессиям, а областям знаний. Сами профессии уже не столь актуальны, потому что отрасли, технологии быстро меняются, и все переходит в плоскость “гибких навыков” — умение работать в команде, экспериментировать, креативно и критически мыслить, обладать навыками самоорганизации, планирования.

Новому поколению необходимы более гибкие и интерактивные подходы к обучению, новая система оценивания. Одним из таких уникальных, совершенно новых форматов образования может стать, пожалуй, Университет НТИ, который учитывает все современные тренды и вызовы. Персональные траектории развития будут строиться на базе возможностей разных образовательных организаций и онлайн-платформ. Сам студент будет выбирать конкретное содержание своей программы, а тьюторы и цифровые платформы будут обеспечивать его необходимой информацией и рекомендациями для принятия решения. Образование станет практикоориентированным.

Современность такова, что все быстро меняется. Учиться теперь необходимо всю жизнь. Нельзя, получив образование и профессию, на этом останавливаться. Огромные возможности у вас сегодня в руках, когда вы можете попробовать, еще учась в школе или будучи студентом, какие-то профессии через образовательные треки, форматы неформального образования, курсы, онлайн — системы, профстажировки.

Пощупать» будущую профессию руками можно, примкнув к движению «Молодые профессионалы» (Worldskills Russia).

«Благодаря движению “Молодые профессионалы” в нашей стране произошел огромный скачок в понимании престижа рабочих профессий. Если еще 10 лет назад ребята стеснялись, что они учатся в ПТУ на сварщика или инженера, то сегодня — это чемпионы, которые владеют настоящей профессией, получают золотые медали на мировых чемпионатах WorldSkills, встречаются с президентом страны, и мы ими гордимся. Работодатели “дерутся” за них и предлагают всевозможные системы мотивации, чтобы эти ребята работали у них.»

Светлана Чупшева,
Генеральный директор Агентства стратегических инициатив (АСИ),
Молодежный образовательный форум «Территория смыслов»,
26 июля 2018 г.
Источник: Сайт Агентства стратегических инициатив

 

✶✶✶

 «Современный тренд развития экономики (новый технологический уклад) характеризуется тем, что компании уходят от предложения товаров или услуг и создают платформы. Платформа предоставляет возможность различным игрокам самим или совместно с другими участниками платформы создавать продукты (товары или услуги) и обмениваться ими.

Такая трансформация сопровождается существенным изменением логики предложения ценности, системы разделения труда, ролей хозяйствующих субъектов, бизнес моделей, организации операционной деятельности и т.д. Это должно находить отражение в «базовом» наборе компетенций современного выпускника ВУЗа. Если нет, то снова будем догонять.»

Никита Долгушев
Руководитель Центра развития бизнеса и трансфера технологий в Технопарк Санкт-Петербурга
канд.техн.наук., доцент
31 июля 2018 г.

.

✶✶✶

« — Как вы оцениваете перспективы цифровизации российской экономики?
Базовая модель, которую я вижу,— это модель трех волн. Первая волна, самая быстрая,— то, что уже есть сегодня. Там, где нет зависимости от материальных объектов — банки, госуслуги,— достаточно поменять алгоритм, чтобы работало лучше. Во вторую волну (это горизонт 4–10 лет) к алгоритму добавляются отношения между людьми. Там мы увидим цифровизацию таких крупных отраслей, как образование и здравоохранение. Третья волна — это когда в это уравнение добавляются материальные объекты — промышленность, строительство, это горизонт 10–20 лет. Эта базовая модель достаточно хорошо описывает цифровизацию во всем мире. На каждом этапе есть свои ограничения, например, нельзя взять и полностью перейти на цифровую промышленность, нужна последовательность. Сначала вы учитесь вешать на ваши старые станки новые модные датчики и пытаетесь снимать с них дополнительную информацию, чтобы станки работали лучше. Это дает относительно небольшой эффект. Серьезная цифровизация происходит, когда вы создаете цифровой двойник каждого из материальных объектов, прогнозируете проблемы, поломки, устанавливаете связи с другими объектами, наблюдаете, как это работает,— к этой логике мы сейчас только-только подходим. Более того, в мире нет ни одной крупной индустрии, где технология цифровых двойников была бы внедрена на всех этапах жизненного цикла. Самая консервативная отрасль, до которой волна пока не докатилась,— это строительство, но, когда докатится, экономический эффект будет максимальным. В первой волне лидерские позиции занимает частный бизнес — крупные телеком-операторы и банки, для них это вопрос выживания.
— Как решить проблему глобального кадрового голода?
Можно обучить новое поколение, переобучить взрослое, вернуть уехавших, увеличить количество приехавших. Учитывая размер катастрофы, мы обязаны идти всеми четырьмя дорогами одновременно. Больше учить программистов и айтишников, ставить IT-компетенции всем остальным — от филологов и журналистов до экономистов и юристов, — переобучать взрослых людей, возвращать тех, кто уехал, давать им возможности роста в стране, и в отдельных случаях придется кого-то завозить.
— Завозить индийских программистов?
Я не вижу разницы — в хорошем смысле слова — между специалистом по клинингу из Таджикистана и специалистом по кодингу из Индии. Двигаться всеми четырьмя путями, параллельно смягчая госрегулирование образования, уплотнять подготовку: учиться готовить не за годы, а за месяцы.
— Не проще ли отдать подготовку кадров бизнесу?
— Логика простая: базовая госсистема модернизируется, но недостаточно быстро, бизнес вместе с самим государством и обществом этим категорически недоволен и, где возможно, инвестирует в создание дополнительной параллельной системы. Сейчас они учатся работать вместе, например, в рамках систем JuniorSkills, WorldSkills, «Кванториум», «Сириус». Пять лет назад этих форм не существовало, а сегодня через них проходят десятки, сотни тысяч молодых ребят и девушек в рамках школьного образования. Мы видим очень серьезный провал на уровне базового университетского образования, новых форм возникло за последние годы очень мало. Если говорить о цифровой экономике, то единственные примеры — это «Иннополис» и «Сколтех». Третий мы сейчас запускаем в рамках университета-2035. Но три таких проекта на огромную страну — категорически недостаточно. Дальше возникает огромный важный сегмент: обучение людей после пятидесяти, что мы сейчас обсуждаем. В будущем я допускаю даже, что право на высшее образование после школы будет дополнено правом на второе бесплатное высшее образование после пятидесяти.
— Кто заплатит за это бесплатное образование?
— В перспективе базовые сервисы предоставляет государство, и здесь есть огромная перспектива снижения стоимости за счет использования цифровых форм. Сделать базовое онлайн-образование для нескольких миллионов человек на национальном уровне не стоит практически ничего. Его эффективность зависит исключительно от одного фактора — мотивации самого человека. Дополнительные сервисы могут работать на механизмах софинансирования «государство—человек», «человек—бизнес» и «государство—человек—бизнес». В отличие от современных 16-летних молодых людей, выросших на компьютерных играх, мозг которых привык к быстрому дофаминовому вознаграждению, человек за пятьдесят понимает, зачем ему это надо, способен удерживать внимание и учиться, потому что он так жил. Сегодня у взрослого человека с достаточной мотивацией есть уникальный шанс получить востребованную профессию в цифровой экономике. Любой человек, готовый потратить на это полгода жизни, у которого есть базовые навыки английского языка и школьный курс математики, может получить специальность Data Scientist на онлайн-платформе и работать в этой сфере.»

Дмитрий Песков,
специальный представитель Президента Российской Федерации
по вопросам цифрового и технологического развития
23 июля 2018 г.
Источник: ГАЗЕТА КОМЕРСАНТЪ

✶✶✶

«Чем дольше человек занят своей повседневной профессиональной деятельностью, и, таким образом, максимально социализирован, тем лучше сохраняется его здоровье, и тем больше продолжительность жизни — это известный факт. Это же тренинг для высшей нервной деятельности, зрения, а для хирурга — еще и для рук».

Лео Бокерия,
кардиохирург, глава Центра сердечно-сосудистой хирургии им. Бакулева
13 июля 2018 г.
Источник: ТАСС

 

✶✶✶

«Главный Министерства здравоохранения России, директор Российского геронтологического научно-клинического центра Ольга Ткачёва в беседе с RT назвала привычки, которые объединяют долгожителей.

По её словам, долголетие определяется двумя факторами: примерно на 20% — генетикой и около 80% — образом жизни.

«Долгожители имеют мало вредных привычек — как правило, не злоупотребляют алкоголем и не курят. Они физически достаточно активны, социально адаптированы в зрелом возрасте. После выхода на пенсию продолжают интенсивно общаться, часто работают, занимаются какой-то общественной деятельностью. Как правило, это люди, которые употребляют много овощей и фруктов. И, конечно, имеет значение наследственность: если в роду были долгожители, то у вас есть шансы тоже им стать», — сказала Ткачёва.

Она добавила, что на продолжительность жизни может влиять интеллектуальная активность человека.

«Чем более интеллектуально активен человек, чем больше он когнитивно функционирует, тем дольше живёт и тем он более сохранен и здоров», — пояснила главный гериатр Минздрава.»

Ольга Ткачева,
Главный гериатр Министерства здравоохранения России,
директор Российского геронтологического научно-клинического центра
7 июля  2018 г.
Источник: РТ на русском

✶✶✶

«Врача в современном понимании не будет. Врач будет сочетать в себе функции аналитика и инженера. Прогресс развивается по спирали. Когда-то медицина как самостоятельная наука выделилась из естественнонаучных направлений, а теперь без наук о жизни и высоких биотехнологий нельзя построить современную медицину. Появятся такие медицинские специальности, как «медицинский биоинформатик» ‒ специалист, который в случае нестандартного течения болезни построит модель биохимических процессов болезни, чтобы понять первопричины заболевания, выявив нарушения на клеточном и субклеточном уровне. Крайне востребован будет «IT-медик» ‒ специалист с хорошим знанием IT, который создаст базы физиологических данных и программное обеспечение для лечебного и диагностического оборудования. Не менее актуальным будет спрос на «эксперта персонализированной медицины» ‒ специалиста, анализирующего генетическую карту пациента и разрабатывающего индивидуальные программы его сопровождения (диагностика, профилактика, лечение). Модернизируются и фармацевтические  специальности: появится дизайнер лекарств, аналитик по фармацевтическим технологиям и др.»
27 апреля 2018 г.
Ирина Завестовская,
Директор Инженерно-физического института биомедицины НИЯУ МИФИ, профессор
Источник: МИА «Россия сегодня»

✶✶✶

«– Вопрос: У вас много проектов: [бизнес-школа] «Сколково», помощь в передаче бизнеса и благотворительности, другие. Как бы вы сами себя описали – кто вы сейчас?

Ответ: У меня дежавю. В 1991 г., когда я говорил, что я инвестиционный банкир, меня спрашивали: «Можешь объяснить: ты банкир коммерческий? Дашь кредит?» Я отвечал, что не даю кредитов. Мне говорили: «Значит, ты не банкир. Ну тогда кто ты? А инвестицию дашь?» Я отвечал: «Нет, не дам. Я профессиональный посредник, который должен помочь сделать сделку». Помню, как тяжело было объяснить, что же такое инвестиционный банкир и чем я занимаюсь. Сегодня я снова говорю слова, которые вызывают непонимание: я социальный предприниматель и венчурный филантроп. Большинству людей это непонятно: филантроп не может быть венчурным.

–  Вопрос: Интуитивно понятно, что это такое.

Ответ: Исходя из убеждения, что мир становится все более взаимосвязанным, я пытаюсь сказать, что мы движемся от модели «здесь зарабатываю, а здесь занимаюсь благотворительностью» к модели общества, где все это будет смешиваться. И очень сложно выстроить это новое мировосприятие. Само понятие impact investment (инвестирование с социальным эффектом) возникло в 2007 г., т. е. ему всего 10 лет на Западе, а в России и того меньше. Существует много спекуляций на эту тему, разных трактовок самого понятия. Но я сейчас делаю 62 проекта, которые так или иначе относятся к impact investment.

«Мы идем в совершенно новый мир»

– Вопрос:  62, я не ослышался?

Ответ: Да, сейчас в том или ином формате реализуется 62 проекта с моим участием. Понятно, что меня спрашивают: как это можно делать? Мы привыкли к иерархической модели с четкой структурой подчинения: есть глава холдинга, председатель корпорации, в этой корпорации есть начальники, подчиненные и т. д. Но мир сегодня движется к сетевой модели: в одной ситуации я начальник, в другой – подчиненный; в одной ситуации я миноритарный акционер, в другой – даже не акционер. Все наши проекты между собой объединены общими темами, ценностями и создают одно общее пространство, в которое они естественно встроены. И во все я вовлечен благодаря своему интеллектуальному и финансовому вкладу, нематериальной поддержке и тому, что объединяю большое количество разноплановых людей.

Если рассказать про каждый проект в отдельности, что-то будет более интересно читателям, что-то менее, но в целом это экосистема, которая адресует одновременно три ключевых вызова. Глобальное образование, различные формы миграции и программа sustainable development (устойчивое развитие), которая должна быть реализована в 148 развивающихся странах.

Мы привыкли мыслить тоннелями и жить в индустриальной модели с разделением труда и узкой специализацией, пригодной для конвейера: ты журналист, я банкир, он политик или госчиновник. Эта модель характерна для промышленного капитализма. Что это такое? Ты должен сконцентрировать капитал, построить большой завод, который будет производить танки или самолеты, создать большой банк и т. д. Такая модель существовала 200 лет. В ней нужны были сильное государство, доступ к природным ресурсам и концентрация капитала, которые обеспечивали конкурентное преимущество. Но сегодня мир идет к совершенно другой модели, основой которой будет не капитал, а талантливый человек. Будущее за широко образованным человеком, работающим на стыках разных областей знания. Конечно, это случится не сегодня, это тренд ближайших 20–50 лет.

–  Вопрос: Что же пошло не так?

Ответ: Мы находимся в ситуации идеального шторма: одновременно происходит огромное количество изменений, суммарный эффект от которых многократно возрастает. Люди больше не доверяют институтам, но доверяют сетям. Социальные сети и криптовалюта – примеры того, что сети становятся важнее, чем институты. Но механизмы сетевого взаимодействия уже существовали в истории. Например, Ганзейский союз: немецкие купцы вели торговлю от Скандинавии до Португалии и России и плевать хотели, кто правил городами, которые входили в Ганзу. Они выписывали свои бумаги, которые можно было конвертировать в огромное количество товаров. И эта сеть функционировала несколько столетий, при том что не было электронной почты и других способов оперативной коммуникации. Сегодня технологические возможности обеспечивают скорость операций, но по сути ничего не поменялось – все уже было и будет снова».

23 апреля  2018 г.
Рубен Варданян
Источник: Ведомости

✶✶✶

«Экономическая система разделения труда должна быть встроена в контекст социально-профессионального разделения знаний. При этом управление проектами должно осуществляться на основе одной интеллектуальной платформы. Если нет общих пронизывающих, сквозных систем знаний, единых стандартов, то кооперация и синхронизация не выстроятся. А у вас не может быть общих стандартов, если нет общей онтологии.  ==Другими словами, есть горизонтальное и вертикальное разделение труда. Горизонтальное — это разделение труда по производству продукта, а вертикальное — это разделение труда по производству всех тех знаний, которые нужны для производства этого продукта. Вы не можете произвести продукт без типового проекта, а это тип знаний. В целом образование — это формирование картины мира. Владеть картиной мира — значит видеть причинно-следственные связи между явлениями. У нас огромное число молодых людей не имеют никакой картины мира. Функция образования, традиционно закрепленная за университетами, — сформировать картину мира, а не готовить к «деятельности». Готовить к «деятельности» должно ПТУ или высшая инженерная школа. И у «образования», и у «подготовки» есть свои особые важные задачи, но готовить к включению в систему разделения труда нужно по возможности быстро и дёшево. А вот картина мира так быстро не формируется».

Петр Щедровицкий,
философ, методолог, член Экспертного совета при правительстве РФ,
из лекции в Уральском федеральном университете
Источник: Первая концептуальная сеть ‘Планета-КОБ’

✶✶✶

«Вопрос: Давайте сначала поговорим о технологиях на финансовом рынке. Какие основные тренды вы можете выделить? Какие прогнозы?
Ответ: Безусловно, это искусственный интеллект и робоэдвайзинг. Ими сейчас все болеют, но я бы все-таки смотрел еще дальше. Ведь то, что сейчас действительно в тренде, — это получение образование в финтех-сфере, обучение программированию. Что нас ждет дальше? Мир, очевидно, разделится на технологическую элиту и на тех, кто не приносит пользу экономике. И эту проблему международное технологическое и научное сообщество обозначает как проблему безусловного дохода.
Давайте попробуем представить будущее так, как будто революция 4.0 находится в своей завершающей стадии. Итак, безусловный доход для жителей страны — необходимый атрибут жизни в мире, где часть специальностей вытеснили роботы, искусственный интеллект, беспилотные машины, поезда, самолеты.
Я хочу сказать, что технологический прогресс придет так быстро, что люди почти моментально окажутся на улицах и не все поймут, что изменения случились. Не все успеют адаптироваться — сменить область деятельности или место работы.
Совершенно очевидно, на мой взгляд, что автоматизация изменит экономику, но технологический прогресс всегда ее меняет, еще со времен промышленной революции. И выделить бывшим работникам постоянный безусловный доход — худший способ помочь им адаптироваться к новым условиям».

Сергей Солонин,
генеральный директор Ассоциации ФинТех,
30 марта 2018 г.
Источник: Rusbase

✶✶✶

«В ближайшей перспективе будут востребованными и перспективными профессии патоморфологов, радиологов — вместо 1,8 тыс. работают около 1 тыс. врачей, медицинских физиков — сегодня у нас в стране их всего 380 при необходимых 1,1 тыс. Не хватает медицинских генетиков. Не хватает операторов-радиологов, это средний медицинский персонал, очень интересная специальность, их пока человек 300, а надо 3 тысячи. Мы ждем новое, молодое, умное и квалифицированное пополнение.

Проблема переизбытка кадров нам долго не будет грозить. Квалифицированные специалисты будут всегда на вес золота».

Андрей Каприн,
Генеральный директор ФГБУ «Национальный медицинский
исследовательский центр радиологии» Минздрава России,
глава Московского онкологического НИИ (МНИОИ) имени Герцена,
Четвертый Всероссийский открытый онлайн-урок «Как спасти жизнь человека»,
15 марта 2018 г., Москва.
Источник: ТАСС

✶✶✶

«Главное, к чему мы стремимся, чтобы этим инструментом воспользовались граждане, для того чтобы показать свою квалификацию. Для того, чтобы понять, где ее повысить. Конечно, она ориентирована прежде всего на молодежь».

Всеволод Вуколов

Глава Федеральной службы по труду и занятости РФ (Роструд),

Презентация в ТАСС первой российской социальной сети

для профессиональных контактов Skillsnet,

15 марта 2018 г., Москва

Источник: ТАСС

✶✶✶

«Главное, что я хотел бы сказать школьникам, — верьте в себя, будьте мотивированными, старайтесь стать лучше всех. Потому что эти качества позволят стать специалистом, востребованным в цифровом настоящем и будущем. Сегодня мир меняется с такой скоростью, что просто нет педагогов, которые могут научить актуальным навыкам. А в будущем, вероятно, исчезнет привычное понимание профессий. Будут фундаментальные навыки, из которых можно конструировать разные профессии. Специалист, обладающий такими навыками, сможет быстро адаптироваться под вызовы меняющегося мира».

Владимир Пирожков, Руководитель Центра прототипирования
высокой сложности «Кинетика»  НИТУ «МИСиС», промышленный дизайнер и футуролог,
модератор Всероссийского открытого урока для школьников «Нереальная реальность»
1 марта 2018 г.
Источник: ТАСС

✶✶✶

«Ранняя специализация представляется нам абсолютно верной идеей, но это не так. Когда «поставлена галочка» на ребенке, родители и педагоги выдыхают и дальше идут по выбранному пути. На самом деле, передовая педагогическая наука и нейропедагогика, говорят, что чем раньше — тем рискованнее. Надо дать ребенку больше времени на пробы».

Леонид Илюшин, профессор СПбГУ, эксперт школьной лиги«Роснано»,
Форум «Наставник», г. Москва
13 февраля 2018 г.
Источник: ТАСС

✶✶✶

«У меня есть мечта. Я бы хотел создать в России эффективную, современную систему научного менеджмента, повысить эффективность исследований, поставить их на службу государству, приоритетам его развития и, главное, повысить престиж нашей науки за рубежом, чтобы о нас знали, чтобы наши исследования были востребованы больше, чтобы мы выиграли в этой научной дипломатии, которая сейчас так важна».

К. Бабаев,
доктор филологических наук,
Финалист Всероссийского конкурса «Лидеры России»
12 февраля 2018 г.
Источник: Сайт Президента РФ

✶✶✶

ОБ ИЗМЕНЕНИИ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА «РАБОТА» В БУДУЩЕМ

На протяжении истории понимание работы неоднократно менялось. В течение довольно большого периода (можно сказать, большей части своей истории) люди вообще не работали – они выживали. То есть сама идея работы: я встаю и к в 8:00 еду на работу, где нахожусь до 17:00, – это современное понятие. Наши предки, охотники и собиратели, в течение сотен тысяч лет обходились без работы. Тревожность из-за потери работы – также сравнительно новый феномен. В ходе промышленных революций последних веков человек постоянно испытывал страх, что машины возьмут верх, а сам он станет ненужным. Впрочем, на этот раз, думаю это может оказаться правдой. Как в случае с мальчиком, который кричал «Волки!». В конце концов волки пришли.

Сейчас люди сталкиваются с более страшным понятием, чем эксплуатация, – со своей ненужностью. Когда тебя эксплуатируют, ты, по меньшей мере, знаешь, что ты важен, что больше некому работать. Отсюда и первая проблема с ростом тревожности. Полагаю, новые профессии все же появятся. Вопрос в том, смогут ли люди себя«переизобрести», чтобы занять эти вакансии. И переизобретать себя придется каждые 10 лет, так как мы переживаем не одну технологическую революцию, а их целый каскад. Переизобретать себя в 20 лет – одно дело, но меняться дальше – в 30, 40, 50 лет – очень тяжело, это также сильно повышает нашу тревожность.

Люди вообще делают многое, что не считается работой. Например, растят детей. И большая часть работы, которую выполняют люди последние несколько веков, просто не в их природе. Мы не можем назвать что-то «естественной» работой для человека.

Мы слишком много внимания уделяем роботизации, когда говорим о будущем рынка занятости. Столько же внимания мы должны уделять биотехнологиям. Множество новых профессий будет связано с пониманием человеческих эмоций. Даже беспилотные машины должны будут понимать, как себя ведут пешеходы. И уж тем более это актуально, если машины заменят банкиров или соцработников.

Если взглянуть на вещи чуть иначе, становится ясно: нужно защищать не профессии, а людей. Можно отбросить некоторую часть профессий за ненадобностью – они не стоят того, чтобы их сохранять. Кто хочет всю жизнь быть кассиром? Мы должны думать о людях, а не о профессиях. В данном случае у нас кризис не занятости, а кризис смысла работы.

Как историк замечу, что по сравнению со Средневековьем люди сейчас живут просто в раю, но почему-то так себя не чувствуют. Мы умеем усердно трудиться, быть эффективными, но не умеем расслабляться. Если решить проблему с кризисом смысла работы, разрешим и проблему с досугом.

Лучший совет, который я мог бы дать, – вкладывайтесь в собственную приспосабливаемость. Все ваши инвестиции – обучение тому или иному навыку, например программированию – это лотерея. Вы не знаете точно, пригодится ли вам то или иное умение, но во времена хаоса вам точно понадобится эмоциональная устойчивость, способность пережить все эти перемены. Впрочем, это очень сложно. Не знаю ни одного университета, где бы этому учили».

Юваль Ной Харари, израильский историк-медиевист, является автором книг «Sapiens: Краткая история человечества» и «Homo Deus: Краткая история завтрашнего дня».

Из выступления в рамках Всемирного экономического форума
в Давосе (23 -26 января 2018 г.)
29 января 2018 г.
Источник: Русские Афины

✶✶✶

Тренды образования проанализировали на Гайдаровском форуме

17 января, во второй день работы Гайдаровского форума «Россия и мир: цели и ценности», состоялся открытый диалог «Тренды образования: вызовы, ожидания, реальность».

В ходе обсуждения эксперты проанализировали российскую образовательную систему, ее место на карте мира, а также попытались выявить национальную специфику образовательного кластера.

Модератором обсуждения выступил ректор Московской высшей школы социально-экономических наук, директор Института общественных наук (ИОН) РАНХиГС Сергей Зуев.

О нынешнем положении образовательных уровней рассказал ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов. Так, в школьном образовании Россия стремительно догоняет лидеров по международным рейтингам и входит в топ-25. В профобразовании наша страна сильно отстает от передовых Франции и Германии. «У нас в среднем финансирование колледжей сопоставимо с финансированием школ в регионах», – пояснил эксперт.

В университетах сложилась неоднородная картина. Мы опережаем Китай по росту, половина студентов выбирают заочную форму обучения, и только 15% россиян включены в процесс непрерывного образования. К примеру, в Швеции 63% взрослых граждан обучаются, в Германии – 42%.

Основной тренд, по мнению ректора ВШЭ, – это цифровая революция, которая порождает новые задачи и затрагивает образование с двух позиций – рынка труда и необходимости внутренней перестройки. Теперь страна нуждается в новых цифровых компетенциях, креативных элементах, в обучении принятия решений, коммуникации и кооперации. «Рынок образования к 2030 г. – это в большей степени рынок онлайновый, частный и глобальный», – прогнозирует эксперт. Новая цифровая система уже начала предоставлять онлайн-курсы и модели.

Массовость образования, индивидуализация, технологичность – тенденции высшего образования в России, по мнению проректора РАНХиГС, ректора Всероссийской академии внешней торговли Сергея Синельникова-Мурылева. По данным эксперта, от 50% до 80% российских выпускников поступают в вузы. В связи с этим возникает увеличение качественного разрыва в образовании. Кроме того, в стране слабо отслеживаются запросы организаций, а Минфин уже два года предлагает ввести госзаказ на специалистов. «Должны учитываться потребности страны в кадрах», – считает эксперт.

О новых достижениях и необходимых решениях для их закрепления рассказал директор Федерального института развития образования Александр Асмолов. По результатам PIRLS, Россия превосходит ведущие страны. «Окупаемость дошколки и начальной школы намного больше, чем профессионального образования», – озвучил вывод эксперт.

«Отечественные достижения в образовании стали возможны благодаря приоритетному национальному проекту “Образование”, стартовавшему более десяти лет назад», – считает научный руководитель АНО «Институт проблем образовательной политики “Эврика”» г. Москвы Александр Адамский. Однако системе образования нужен баланс. Несмотря на мировое лидерство России в образовательной сфере, российское общество этого не признает. «Увеличение финансирования со стороны бюджета и государства не приводит к адекватному улучшению имиджа и формированию представлений людей о школьном образовании», – заметил спикер.

Акцент на страновой самобытности образовательных достижений сделал президент АО «Управляющая компания “Просвещение”» Владимир Узун. «В России это традиционно глубокое изучение предметов, подход к фундаментальным наукам, хорошее знание естественно-научного блока», – считает спикер. Этот опыт, по словам эксперта, нужно представить как технологию и использовать для развития и конкурентоспособности рынка труда на мировой арене.

17 января 2018 г.

Источник: Сайт «Гайдаровский форум»

✶✶✶

Пленарная дискуссия «Цели и ценности» с участием Дмитрия Медведева на Гайдаровском форуме

Центральным событием первого дня Гайдаровского форума – 2018 стала пленарная дискуссия «Цели и ценности» с участием Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрия Медведева. Спикеры обсудили ключевые вызовы и риски для глобальной экономики на ближайшие годы.

В качестве актуальных вызовов современности Дмитрий Медведев назвал рост неравенства в доходах, неравномерность территориального развития, риск искусственного закрепления технологического занавеса между регионами мира, а также обеспечение безопасности в цифровом пространстве.

«Мы знаем, как много в истории было сделано благодаря нестандартным и на первый взгляд фантастическим идеям. Именно они задавали ориентиры технологического развития и постепенно меняли систему общественных ценностей. Сегодня эти процессы идут значительно быстрее», – заявил Дмитрий Медведев.

В своей речи Председатель Правительства отметил, что проблемы, возникающие в связи с взрывными технологическими изменениями, все больше выходят за рамки экономики и ставят острые и неожиданные проблемы этического характера. «Вопрос в том, насколько мы готовы к таким быстрым и кардинальным изменениям. Скорее всего, готовы не вполне», – заявил глава Правительства.

По словам Дмитрия Медведева, сам характер новых технологий ставит человека в центр экономических изменений, подчас делая его не только потребителем, но и производителем товаров. В этой связи Дмитрий Медведев подчеркнул важность развития современного инновационного образования: «Уже сегодня мы должны ставить задачу по изменению отношения к системе образования и здравоохранения, повышению квалификации и доходов тех, кто работает в этих сферах». В контексте вопроса развития человеческого капитала глава Правительства особо отметил важность повышения качества государственного управления в рамках целевых направлений. По словам Дмитрия Медведева, человек становится главной ценностью и ориентиром при принятии управленческих решений, вследствие чего наряду с анализом технологических экономических параметров все большее значение будет иметь оценка социальных и нравственных последствий.

16 января 2018 г.

Источник: Сайт «Гайдаровский форум»

✶✶✶

«Рынок труда меняется быстрее, чем раньше, частично из-за широкого распространения искусственного интеллекта».

Райан Асдоуриан, руководитель подразделений Microsoft,занимающихся разработкой Windows и Surface.

Источник: Проект лабиринты профессий

✶✶✶

«Каждый человек, выбирающий профессию или ищущий работу, должен обратить внимание как минимум на три фактора: важно знать свои интересы, способности и личностные особенности, понимать функциональные обязанности и профессионально важные качества профессии, учитывать востребованность профессии на рынке труда».

Кирилл Кузнецов, кандидат психологических наук,руководитель отдела профориентации Центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии».

Источник: Проект лабиринты профессий

✶✶✶

«Тема профессий будущего неспроста является одной из самых «горячих» сегодня: мир стремительно меняется, приходят новые технологии, а вчерашние технологические новинки, на которые возлагали столько надежд, исчезают с рынка. Будущее всегда является результатом определённой “коллективной договорённости”. Потому для получения полноценной, трёхмерной картинки необходимо вовлекать в диалог представителей разных мнений, школ, подходов, и инициатива РГБМ — проект «Лабиринты профессий» — является крайне своевременной и полезной для молодёжи».

Дмитрий Судаков,руководитель проекта «Атлас новых профессий».

Источник: Проект лабиринты профессий

✶✶✶

«При выборе профессии и при поиске работы в первую очередь необходимо четко понимать себя: свои сильные и слабые стороны, преимущества и возможности. На этапе выбора профессии и при поиске работы молодому человеку нужно опираться на свою собственную карьерную траекторию — тот план карьерного развития, который хотя бы в первом приближении отображает путь достижения им своих целей. То есть молодому человеку необходимо с самого начала его карьерного развития передавать функцию планирования, анализа и ответственности за достижения и результаты, поддерживая его инициативы и шаги, но ни в коем случае не делая что-то вместо него».

Сергей Гиль, доктор педагогических наук, директор Российского университета кооперации, автор и идеолог проекта «Национальный чемпионат профессий и предпринимательских идей “Карьера в России”».

Источник: Проект лабиринты профессий

✶✶✶

«В поисках своего дела необходимо сконцентрировать внимание на развитии себя как личности, своего эмоционального интеллекта. Трудно представить себе будущую профессию без плотной интеграции с IT, и, конечно, в быстро меняющихся реалиях невозможно конкурировать без Lifelong learning.»

Павел Щербинин, технический директор медиапроектов Mail.Ru Group

Источник: Проект лабиринты профессий

✶✶✶

«Я считаю, что при выборе профессии сегодня необходимо понимать, что очень сложно представить какую-либо деятельность в будущем без использования электронных технологий. Поэтому представителям всех профессий необходимо осваивать компьютер, учиться программировать хотя бы простейшие скрипты, учиться искать и размещать информацию в интернете. Это относится ко всем профессиям, не только к «техническим». Каждый день создаются все более сложные и технологичные решения, и если вы не будете способны эффективно использовать их, вы проиграете».

Марина Даньшина, заместитель декана по развитию факультета информационных технологий Московского Политеха

Источник: Проект лабиринты профессий

✶✶✶

Женщинам предрекли безработицу

Генеральный директор Агентства стратегических инициатив (АСИ) Светлана Чупшева полагает, что в ближайшие 10 лет безработица получит «женское лицо». Об этом в понедельник, 13 ноября, сообщает ТАСС.

По мнению Чупшевой, рост безработицы будет связан с технологическим прогрессом, автоматизацией производственных процессов и ростом значимости технологий в повседневной жизни. «В ближайшие 10 лет такие профессии точно умрут: это бухгалтера, юристы, менеджеры, операционисты. Если смотреть на эти профессии, то 80 процентов занятых (…) — женщины. Можно предположить, что у безработицы в ближайшее время может быть женское лицо», — заявила глава АСИ.

Однако женщины смогут найти себя в других сферах деятельности, считает Чупшева. В качестве примера она приводит сектор некоммерческих организаций (НКО). «Есть ли место НКО среди профессий будущего? Мое мнение — конечно есть, потому что эта сфера будет развиваться и будет максимально востребована с точки зрения человеческого труда и человеческих компетенций», — убеждена она.

Глава АСИ отметила, что, согласно прогнозам, к 2030 году средний возраст старшего поколения вырастет на 20 процентов и превысит 65 лет. В таком возрасте люди как раз смогут сконцентрироваться в секторе добровольчества и НКО. По словам Чупшевой, агентство уже реализует подобные инициативы.

Проблема безработицы является для россиян одной из самых важных в стране. Согласно опросам «Левада-Центра», 33 процента переживают за состояние рынка труда.

Источник: LENTA.RU
13 ноября 2017 г.

✶✶✶

Алексей Степанов, серийный предприниматель, бизнес-тренер (г. Томск)


«Я обычно читаю книги трех жанров. Меня привлекают книги, посвященные наукам или профессиям. Это связано либо с профессиональным интересом, либо с любопытством. Что у нас происходит в теории эволюции, в реконструкции истории или в физике? Читать об этом мне нравится.

Второй жанр, который приносит мне большое удовольствие — это биографии.

Третий жанр, к которому я неравнодушен — это научная фантастика. Если какое-то время назад я хорошо относился к фэнтези, то теперь оно себя исчерпало, давно не попадалось мне ничего стоящего. Последней любопытной книгой был это апокриф на Джона Толкиена Кирилла Еськова «Последний кольценосец».
Научная фантастика осталась интересным для меня жанром скорее из идеи самого подхода — можем ли мы предсказать, каким будет мир через сотни лет, и кто мы будем в нем? Фантастика фантастике рознь. Помню, смотрел фильм BBC, где предполагается, что будет спустя миллионы лет. Человечество вымерло, и дальше подробно показывают, какие будут зверушки. За пределы природы у авторов фантазия не вышла.
Меня скорее интересует фантастика, которая описывает будущее человечества.»

Источник: Томский Обзор
Публикация: Принцип чтения. Алексей Степанов: «Книга – отпуск от себя самого»